8 800 25 076 25
(Звонки по России бесплатно)
Контакты
Отзывы

Новости

16 сентября 2019
Почему растут долги россиян по ЖКУ

Проблема коммунальных долгов является одной из самых острых. Сегодня задолженность за ЖКУ достигает астрономических сумм. Так, по данным Минстроя РФ, общей долг за ЖКУ в первом квартале превысил 1,1 трлн рублей: 564 миллиарда рублей приходится на физлица, еще столько же задолжали промышленные потребители и другие юрлица (без учета бюджетных организаций). Эксперты со ссылкой на Росстат говорят о большей цифре – сейчас это уже в районе 1,5 трлн рублей.

ППрирода должника

Коммунальные долги - проблема действительно значимая и непридуманная, с ней практически все предприятия ЖКХ сталкиваются.

Отягощающим фактором является то, что эта задолженность имеет кумулятивный эффект – она накапливается с течением времени. Соответственно, динамика погашения задолженности далека от оптимистичных прогнозов. Данная проблема с каждым месяцем и годом растёт.

Согласно официальной статистике, задолженность за услуги ЖКХ делится примерно поровну между юридическими и физическими лицами – жителями многоквартирных домов. Львиная доля задолженности складывается за поставку коммунального ресурса – это тепло, электричество, вода, а также за содержание общего имущества.

Самих должников можно разделить на несколько категорий. Это юридические лица, включая бюджетные учреждения (школы, больницы, детсады), у которых нельзя отключить ресурс, на них приходится половина долгов, рассказывает член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. Также почти все наши министерства имеют в собственности дома, как правило, они тоже являются серьезными неплательщиками. Но долгие переговоры и заверения, что все будет оплачено, ни к чему не приводят.

Еще одна категория – это физические лица, на них приходится половина от общего коммунального долга. При том, что собираемость платежей в сфере ЖКХ составляет 95%, то есть всего 5% являются неплательщиками.

Среди самих граждан – это так называемые ассоциальные элементы, которые не платят в силу своего образа жизни. Это наиболее трудная группа, с которой можно вести работу коллекторам или специалистам по дебиторской задолженности, поскольку она самая неотзывчивая и «непробиваемая».

Среди неплательщиков много и состоятельных людей, которые не хотят платить за свои инвестиционные квартиры. Есть еще так называемые "идейные" неплательщики, которые не платят, потому что они "никому не должны". Есть еще и "забывающие". Человек может пропустить платеж за два месяца или решить заплатить сразу за полгода или весь год. Это уже больше вопрос жилищной дисциплины.

Есть и управляющие компании-однодневки, которые целенаправленно наращивают коммунальный долг, чтобы потом обанкротиться и эти деньги незаконным образом вывести из оборота. По таким управляющим компаниям долг перед ресурсниками значителен, и по всей стране в совокупности эта цифра действительно измеряется в миллиардах.

Если говорить о добросовестных управляющих компаниях, то здесь есть некая лукавость статистики задолженности, продолжает эксперт. У любой коммерческой организации есть понятие текущей задолженности. Это дебиторско-кредиторская задолженность, которая образуется в ходе расчётного периода. Ресурсоснабжающие организации иногда сознательно прибегают к использованию этих цифр для того чтобы показать "масштаб беды". Но на самом деле задолженность погашается в рамках расчётного периода.

ППочему растет задолженность

Причин, по которым долги продолжают расти – множество: от отсутствия финансовой возможности оплатить коммуналку до неэффективных методов взыскания долгов.

Так, например, у нас нет необходимых методов воздействия на должников, отмечает директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль". Сейчас неплательщиков могут отключить от ресурсов, списать деньги с банковской карты в счет долга, ограничить въезд за рубеж, либо описать имущество и довести дело до суда. При этом, даже если дело доходит до суда, то в 50% решение не исполняется. Меры самих приставов здесь тоже ограничены.

Коммунальщики могут воздействовать на должников, ограничивая ресурсы. Но он применим только к свету, воде и газу, тепло, например, отключить нельзя. Если человек не платит за содержание дома и капремонт, то с ним тоже сделать ничего нельзя, кроме просрочки. Практически никак нельзя воздействовать на должников, с которых нечего взять, а выселять из единственного жилья – нельзя.

При этом, виноваты в неплатежах не только сами граждане, но и поставщики коммунальных услуг, потому что работа по взысканию долгов ведется не особо активно. У нас нет четко сформированных баз данных по неплательщикам. До перехода на прямые договоры управляющие компании занимались этим вопросом и выставляли платежи. Сейчас с проведением мусорной реформы этот момент стал особенно заметен. Где-то платежи теряются, в каких-то платежках появляются умершие. Порой платежки выставляют по большей площади, чем есть на самом деле. Потом потребитель должен доказывать, что у него другая сумма. Часто встречаются и фейковые долги. Еще одна причина – это плохая работа расчетно-кассовых центров, ошибки при расчетах.

Коммунальные долги россиян во многом связаны с недостаточной культурой потребления ресурсов.

У нас утрачена культура потребления ресурсов. Мы с вами тратим много на электроэнергию, на воду, на тепло. Счета к нам приходят, возможно, слишком большие, но все зависит от нас, как мы потребляем ресурсы, так и должны за них платить.

Долги юридических лиц связаны с общей экономической обстановкой в стране и условиями ведения бизнеса, а также дороговизной поставляемого ресурса.

По его мнению, самой понятной и объяснимой причиной неплатежей является потеря дохода. В таких случаях добросовестные управляющие компании стараются решить вопрос индивидуально с каждым жителем. Здесь вступают в силу и различные поддерживающие механизмы как со стороны государства – различные социальные субсидии, так и со стороны управляющих компаний. Согласно данным Росстата, в прошлом году субсидии на оплату коммунальных услуг получили 3,01 млн семей, среднемесячный размер дотации оставил 1,4 тыс рублей.

Речь может идти о рассрочке, о льготном периоде каникул по платежам, в который никакие штрафные санкции к жителям не применяются.

ККак это остановить

Сами коммунальные долги негативно сказываются на всей сфере ЖКХ и даже тех, кто за коммуналку исправно платит. Мы стали такими заложниками законодательства. Оно излишне либерально к должникам. В итоге соседи либо платят за должника, либо получают услуги худшего качества.

У самих ресурсников в тарифе заложено 3% на несобираемые долги. Де-юро долги нельзя разбрасывать на добросовестных плательщиков, де-факто это происходит через повышение тарифов. Либо несвоевременно делается ремонт (или в меньшем объеме), не проводится модернизация предприятий, снижается зарплата работников. Происходит ухудшение качества услуг и снижение вложений в основные фонды.

Чтобы изменить ситуацию в сфере коммунальных долгов, необходим целый комплекс мероприятий. Самое первостепенное – это разъяснительная работа. Сначала акцентируется внимание жителя на данной проблеме, на том, что он является должником.

По его мнению, одним из действенных инструментов является работа через соседей – с привлечением совета многоквартирного дома и его председателя. Здесь обычно срабатывает эффект "воздействие на совесть" неплательщика. Если разъяснительная работа не помогла, может уже включаться претензионная работа, которая заканчивается исками в суд.

Помочь может и временное отселение должников для сдачи квартир в аренду, чтобы компенсировать долги. Такая практика существуют в некоторых европейских странах. Она могла бы повлиять на какую-то часть должников.

В целом, по ее мнению, нужно менять саму систему: переходить к адресной соцпомощи, сами ресурсники должны работать с долгами оперативнее, а суды эффектвинее, также необходимо проводить мероприятия по энергосбережению – экономно потреблять ресурсы.

Еще большая проблема сейчас – это неурегулированные отношения. Например, потребитель получает типовой договор на вывоз мусора. Его задача – платить, даже если он получает услугу ненадлежащего качества. Можно судиться, но это сложный процесс. Получается, что у нас люди, с одной стороны, ни за что не отвечают, с другой стороны, ни на что не имеют права. Эту парадигму надо менять.